КАЗАЧЬЕ - ДОМ РОДНОЙ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Казак Кудашкин
– Говорят: «Ну откуда здесь казаки? Чего придумываете?» А название тогда откуда? – спрашивают казаки Свято-Покровского хуторского казачьего общества.
Именно от первых поселенцев, казаков, село получило свое название. В книге «Помнить вчера, чтобы жить завтра» приведены воспоминания старожила Михаила Мищенко, который так объяснял происхождение названия: «Брат старше меня рассказывал, что здесь по первости жил казак Кудашкин».
– Были у нас казаки, но память о них осталась там, под водой, – говорит руководитель Центра казачьей культуры Алексей Беляевский.
С ним соглашается и атаман Свято-Покровского ХКО Виталий Шишкин.
– Многие жители близлежащих деревень и сел – потомки казаков, но сами понимаете, в советское время об этом говорить было нельзя. По маминой и папиной линии у меня казаки. Отец, когда еще жив был, рассказывал, что все наши предки с Дона, но это все, что знаю. А спросить уже не у кого, – с сожалением говорит атаман.
История местного казачьего общества началась с создания в 2009 году народного вокального ансамбля «Казачка», где Виталий Николаевич является солистом.
– Справа для выступления была пошита, но куда ни приедем, говорили: «Ряженые». Решили войти в реестр, вступили в Иркутское войсковое казачье общество в 2021 году.
Сегодня в Свято-Покровском ХКО Иркутского ВКО состоят 23 казака. Есть официально зарегистрированная казачья добровольная дружина, состоящая из 10 человек. Для кадетов казачьих классов они проводят полевые выходы, на которых учат основам выживания в дикой природе.
Новый храм
Ветер на пригорке смешивает сладковатый дух чабреца с горечью полыни, внизу пасутся черно-белые козы, сужается до мелкого ручейка сезонная речка Шелот. Местные жители говорят, что отсюда в ясную погоду можно увидеть Свирск. Окутанные дымкой острова малый и большой Марактуй некогда были единым островом. Ушли под воду и красивый остров Забалги, и Гусятники – совсем мелкие острова, не подписанные на старых картах, но живые в памяти старожилов.
Виден с высоты и мыс, от которого рукой подать до места, где стоял храм Покрова Пресвятой Богородицы. До революции это был большой приход – около трех тысяч человек, больше было только у храма в затопленном Евсеево.
– До 1930 года простоял наш храм, из него сделали клуб. Но он сгорел, – рассказывает руководитель Центра казачьей культуры села Казачье Алексей Беляевский. В июле он принял сан диакона и служит в Храме Пророка Божия Ильи поселка Бохан. – В клубе у нас есть икона Николая Чудотворца, принесенная из школьного музея, я еще в школе учился, а она уже была. Возможно, из храма.
В дореволюционные времена Свято-Покровский храм был не только центром религиозной жизни, но и административной. На возрождение храма сбор пожертвований начался в 2016-м. Понемногу, своими силами – камни в фундаменте прихожане приносили с берега Ангары, и пусть не такой большой, как в старые времена, но в Казачье появился храм. Службы начались уже на стадии заливки фундамента, только в зимнее время прихожане собирались в «Благовесте».
– Средства – от местных прихожан, жителей соседних деревень, односельчан, живущих далеко от малой родины, участников народного вокального ансамбля «Казачка», но помогают иногда и местные предприниматели. Храм постепенно наполняется: часть утвари привезли из других церквей, что-то, когда подкопим, заказываем сами. Часть икон – из войскового храма Иркутского ВКО – храма Александра Невского, аналои и покровцы пожертвовали прихожане из Каменки.
Своего времени ждет Престол – пока он затянут пленкой и не освящен, в будущем займут свое место на иконостасе лики святых. Впереди еще немало работы, признается Алексей Беляевский, но главное – начать.
Материал из газеты "Областная".