ПОЙ, КАЗАК ЛИХОЙ!
Традиционные запевки и пластический балет, свист нагаек и притопы на сцене продемонстрировали участники войскового отборочного этапа Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг» и областного фестиваля казачьей культуры «Моя любимая станица». 26 коллективов и один солист из 12 муниципальных образований собрались в Иркутске, чтобы жюри выбрало лучших из лучших, сообщает газета "Областная".
География участников расширяется
Сохранение и популяризация казачьей культуры на территории Иркутской области является одним из пунктов Стратегии развития российского казачества в Приангарье. Самый крупный фестиваль казачьей культуры «Моя любимая станица» проводится в области с 2017 года, собирая хранителей песенной и танцевальной традиций, а также открывая новые имена.
– Последние четыре года происходят невероятные события: мы обучаемся, ищем таланты, развиваем казачью культуру, – отметила директор Иркутского областного Дома народного творчества Людмила Герда. – В этом сезоне провели два мероприятия: прежде всего это войсковой отборочный этап Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг». В эти же дни у нас состоялся областной фестиваль традиционной казачьей культуры и художественного творчества «Моя любимая станица», куда вошли смотр-конкурс вокала, хореографии и казачьих обрядов «Честные люди» и фотоконкурс. Мы объединили эти мероприятия, потому что казачьих коллективов в области не так много.
В 2024 году участие в отборочных конкурсных этапах приняли 42 вокальных и хореографических коллектива и восемь солистов из 20 муниципальных образований. Для сравнения, в 2023 году было заявлено 14 коллективов и один солист из восьми территорий.
Отбирали будущего участника «Казачьего круга» художественный руководитель Московского народного хора, руководитель Центра русского фольклора Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова Дмитрий Морозов, художественный руководитель ансамбля народной песни «Сибирская вечора» Александр Трофимов, ведущий специалист по фольклору в ИОДНТ и руководитель народного фольклорного ансамбля «Оберег» Наталья Дмитриева, начальник штаба Иркутского войскового казачьего общества Александр Тютюнник и войсковой священник, настоятель храма Александра Невского протоиерей Марк Косолапов.
Открытие войскового отборочного этапа посетили начальник Управления по связям с общественностью и национальным отношениям при губернаторе и правительстве Иркутской области Ольга Куриленкова и войсковой атаман Иркутского ВКО Анатолий Никитин. Как было отмечено, география фестиваля с каждым годом растет даже в непростое для страны время, фестиваль демонстрирует поддержку служащим на передовой, среди которых немало казаков.
– В последнее время отдушиной является что-то чистое и с глубоким смыслом, а где еще найти такой источник, как в народных, в частности казачьих песнях? Их очень много поют, вспоминают, они очень популярны, – комментирует Анатолий Никитин. – Казачьи фестивали связывают воедино тягу к своим корням, к истории и культуре. Конкурс «Моя любимая станица» стал уже традиционным. С каждым годом все больше людей (казаков и тех, кто интересуется казачьей культурой) принимают в нем участие. Казачество по своей сути – это большая семья, и в ней много талантливых людей, которым мы даем возможность выйти на сцену и показать себя.
Внимание на репертуар
Фестивали казачьей культуры – это площадка для мастер-классов, где профессионалы делятся своим опытом и мастерством, а также хорошая возможность получить экспертную оценку и рекомендации по подбору репертуара и его исполнения.
Во второй день фестиваля «Моя любимая станица» руководители вокальных и хореографических коллективов отрабатывали манеру исполнения традиционной казачьей песни под началом руководителя Центра русского фольклора Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова Дмитрия Морозова.
Для сохранения традиций исполнения казачьих песен Дмитрий Морозов рекомендует прибегать к литературе, аудио- и видеоисточникам. Но самым лучшим вариантом для коллективов и сольных исполнителей являются экспедиции.
– Общение с народными исполнителями в контексте их быта позволяет по-иному посмотреть на сам репертуар, на то, как его на сцене преподносить, стоит ли изменять, и обязательно – комплексное постижение самой традиции. Это история заселения, различные жанры, современное состояние, – пояснил Дмитрий Морозов.
По его словам, среди участников фестиваля есть коллективы, нацеленные на реконструкцию, а также демонстрирующие певческую традицию не только Восточной Сибири, но и Кумылженского района Волгоградской области.
– Сибирские казаки – это переселенческая традиция, по мере продвижения казаков все дальше и дальше в Сибирь, с тех мест, откуда они ехали, ту песенную культуру они и несли. Но она видоизменялась. Еще приезжали переселенцы, они добавлялись к казакам, и традиция ассимилировалась. Также на казаков оказывали влияние те народы, с которыми они рядом жили. Потомки сибирских казаков сохранили и передали самобытные версии известных песенных сюжетов. Тематика песен разнообразна, но все они имеют общие черты в музыкальном исполнении, – сказал Дмитрий Морозов.