КАЗАКИ НА ГОСУДАРЕВОЙ СЛУЖБЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

КАЗАКИ НА ГОСУДАРЕВОЙ СЛУЖБЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

От черкески до тунгусского халата

Самая эффектная часть выставки – историческая форма различных казачьих войск, представленная в витринах на манекенах.

 – Процесс интеграции казачества в структуру государства на выставке также показан с помощью формы, – подчеркнул Григорий Зубенко. – Она была стандартизирована с начала XIX века. На выставке можно увидеть как генеральский мундир Донского войска, так и чекмень нижних чинов Оренбургского войска и пластунов, которые несли разведывательную и сторожевую службу в Черноморском казачьем войске. Уже с 1830-х годов казачество делится на степовое, в основном конных воинов, и тех, кто служил на Кавказе, так или иначе соприкасался с горцами. У них-то казаки и перенимают эту характерную униформу, в частности черкеску, удобную для деятельности в условиях гор, известную по газырям. Они предназначались для хранения отмеренных заранее пороховых зарядов или бумажных патронов. Изготавливаемые из кости или серебра, газыри выполняли роль патронташа, носимого на груди черкески в специальных кармашках.

На выставке также можно увидеть обмундирование сибирских казаков. Это традиционные для казачьей формы чекмени забайкальцев – удлиненный кафтан и халат тунгусского казака, который обычно не ассоциируется с казачьей формой. А ведь в 1760 году в Забайкалье для охраны границ был сформирован целый Тунгусский конный полк пятисотенного состава.

– В казаки в XVIII–XIX веках записывали представителей очень многих народов: дагестанцев, горцев, крымских татар, бурят и тунгусов, – пояснил Григорий Зубенко. – Поэтому на выставке мы, прежде всего, рассказываем о казаках как о сословии.

 

Казак – патриот России

Среди предметов, связанных с историей сибирского казачества, – знамя Верхнеудинского полка Забайкальского казачьего войска, которое было вручено за проявленную доблесть во время Русско-Японской войны. Интересен также альбом с фотографиями жителей города, богато украшенный ювелирной фирмой Сазиков и преподнесенный губернатору Восточной Сибири Синельникову. В витрине он демонстрируется в закрытом виде. Но на стенах рядом с ним можно увидеть фотографии иркутских казаков. Среди предметов, которые впервые представлены широкой публике, – комплект писем внука Николая другого иркутского губернатора – Ивана Цейдлера с фронта Первой мировой войны, где он сражался в составе 27-го Донского казачьего полка.

– Когда началась Первая мировая война, Николай и его брат Александр на волне патриотического подъема подали прошение на вступление в Донское казачье войско, – рассказал Григорий Зубенко. – Они, кстати, оба сменили фамилию, ведь так делали очень многие немцы. Они взяли девичью фамилию матери и стали Андроновы. У нас есть в фондах письмо Николая дочери основателя Исторического музея Марии Ивановне Забелиной из действующей армии о его первом бое. Он рассказывает, как вместе с забайкальскими казаками они ходили отбивать окопы. Вскоре он получит Георгиевский крест четвертой степени, будет ранен и демобилизован.

На выставке также представлен целый комплекс документов по Забайкальскому казачьему войску. Среди них: накладки с гербами, знаки станичных почетных судей, фотографии и рисунки, демонстрирующие разные эпизоды жизни казачества.

Экспозиция завершается знаками отличия учебных заведений, среди которых есть памятный жетон Иркутского военного училища, где готовили казачьих офицеров, и знаками отдельных казачьих войск, которые были введены в начале XX века.

Выставка будет работать в Иркутске до 22 сентября.

 

Комментарий

Дмитрий СМОЛИКОВ, врио войскового атамана Иркутского войскового казачьего общества:

– Казак – это, прежде всего, защитник Отечества. Казак пластун, например, это первый спецназовец в нашей стране. Традиционно казаки охраняли границы, а значит, они были первыми пограничниками. При этом казак умеет и спеть, и сплясать, а как он любит свою семью! Но, к сожалению, образ казака, прежде всего в советское время, приобрел негативные черты. Такие выставки, на мой взгляд, восстанавливают историческую справедливость и рассказывают правду о казаках – истинных патриотах России. Ведь когда началось возрождение казачества в 1990-е годы, наши иркутские казаки принимали участие в Приднестровском конфликте. И мы будем верны нашим предкам, нашим традициям, нашей вере! Слава Богу, что мы казаки!